А эту
страницу я посвящаю тем, кто до сих пор вел (и, надеюсь, будет вести меня по
жизни). Да, это вы, любимые мои учителя!
Этот блог
не был бы блогом о моей семье, если бы там не было вас. А меня бы не было в
этой школе, если бы не наш директор Манченко Светлана Игоревна, за что я
ей безгранично благодарна.
Юлия Викторовна…первая учительница. Воспоминания о ней самые
теплые. Спасибо за то, что помогли сделать первые шаги в школьной жизни, не без
падений, конечно (в первый же день разбила колено во дворе школы).
И в этот же
день познакомилась с Тамилой Николаевной, нашим школьным лекарем (у нее
всегда был огромный запас угля) с очень легкой рукой. Поэтому прививок никто не
боялся (или почти никто).
В школу ездила школьным автобусом, в котором из
учителей были Валентина Трофимовна (завхоз) и Элеонора Арнольдовна. Последней
боялась, как огня (впрочем, как и все остальные). Случалось такое, когда нет
пускали в автобус из-за школьной формы, поэтому все 9 лет я честно носила:
белый верх, темный низ и собранные волосы. К концу школьной жизни или подобрела
Элеонора Арнольдовна, или я поумнела и перестала
бояться (скорее всего, второе). Хотя не исключено и первое: ведь воспитание –
вещь обоюдоострая: вы думаете, что воспитываете нас, а на самом деле это
глубоко взаимно.
Практически
все уроки происходили в классе, за исключением музыки, информатики и
физкультуры. Начну с первой. У Людмилы Артоваздовны в хоре хотели петь
все (даже те, кому медведь на ухо наступил, активно пытались пробиться). Ее
вполне можно назвать «человек-оркестр»: если Вы обратите внимание на фото, все
смотрят на нее. Она умела подпевать, играть на аккордеоне или пианино и, при этом
всех перекривливать и корчить рожицы. Это был парадокс, а н учитель, ведь
вопреки всему это было золотое время для нашей школы: огромный хор пел, как
один человек. Все это свидетельствовало о высоком профессионализме настоящего Учителя
Музыки. Поэтому, когда она в 3-м классе «разглядела меня» и отобрала в хор, это
стало незабываемым событием моей жизни. «Меня приняли на сцену!» - сообщил
гордо ребенок маме.
Вспоминаются
уроки физкультуры. В начальной школе Людмила Владимировна при перекличке
никогда не называла мою фамилию (ну, думаю, 1:1, раз уж я только в 11 классе
узнала ее имя), в то время как в остальное время над нами издевался Александр
Анатольевич. Не над нами всеми (все девочки на его уроках отдыхали, кроме –
угадайте кого). И этот «кто-то» с мальчиками бегал все кроссы и участвовал во
всех соревнованиях.
При Наталии Ивановне все оказалось проще: в основном мы играли в волейбол (ну и Слава
Богу!).
Вернемся к
начальной школе. Английский у нас преподавала Зинаида Николаевна. Ее
безумно любил весь наш класс. А через несколько лет она стала той, у кого мы
брали ключи от класса или же отправлялись домой. Когда она проверяла экзамен
(письменный) одного из выпускников, то задала оригинальный вопрос А.П.:
«Интересно, а откуда он списывал?» Запомнилось, однако).
А теперь о
праздниках. Ни один из них не мог пройти без участия легендарного школьного
театра «Паруса мира» с невероятно талантливым актерским составом и нашим
непревзойденным режиссером - Еленой Михайловной. Но не только режиссером: ей
под силу сыграть все, что угодно!
Это
подтверждено постановками еще одного невероятного человека, чьи уроки русского
языка и литературы запомнятся на всю жизнь. Театр одного актера. Учитель с
большой буквы, подлинная аристократка … до сих пор думаю, какое бы слово
подобрать, чтобы попасть в цель, … это Вы, Алла Андреевна !
P. S. Спасибо
Вам за то, чему Вы меня научили. Как и все мои предшественники – ученики, а также педагоги, я преклоняюсь перед Вами!
«Алла
Андреевна – единственный человек, кому я не могу отказать» Ольга
Владимировна. Что ж, Вашу историю я
запомню надолго J. Начиная с
того момента, как мы отправились в археологический музей (классе в 5-м). Оттуда
меня должна была забрать мама, которая работает буквально в квартале от музея и
уже вышла мне навстречу. Я тогда говорила с мамой по телефону, немного отойдя
от нашей группы, толпившейся у Лаокоона. Когда Ольга Владимировна заметила мое
отсутствие, нежным голосом иерихонской трубы возопила: «Затейная!» да так, что
мама, находившаяся в тот момент у ресторана «Моцарт» услышала это вживую. А в середине
11 класса мне пришлось сдавать историю экстерном, чтобы освободить больше
времени на участие в конкурсах. В общем, сдавала я историю ежедневно, поурочно
в течение января. Числа 25, когда я пришла с предпоследним параграфом, она
произнесла: «Как ты меня достала, Затейная!»
Да, и я Вас
тоже очень люблю, Ольга Владимировна, и полностью поддерживаю Вашу идею по
поводу эмблемы школы: фото Розенцвита действительно подтвердило бы то, что она –
специализированная.
Эх, не
ценили мы Галину Николаевну, не слушались ее, и вот ведь правда, когда
потеряли, только тогда поняли, насколько ценной она была для нас. Так жалел
весь класс, когда нам сменили преподавателя по биологии. Но девочками - таки
повезло: она у нас вела медицину (это пока мальчики наматывали круги вокруг
школы в любую погоду, отжимались от асфальта…а ….еще и полевые сборы в конце
года…бедные… то-то же они любили приходить во вторник ко второму уроку)
Викторию
Петровну вспоминаю во всех своих сочинениях, с ее фразой «Каждый
заботится только о себе», но умалчиваю еще об одной. На одном из уроков
экономики она устроила опрос на тему «кем мы хотим стать?» Каждую последующую
версию она чем-то опровергала, а после, смеясь, сказала: «А какая разница, что
вы закончите и какое образование получите. Все будем на 7-м километре!» Да…Теперь
все мы знаем наше будущее)
Простите за
то, что так беспорядочно пишу. Просто нахлынули воспоминания. А самое
интересное я приберегу «на закуску».
Когда мой папа впервые привел меня в воскресную
школу (мама укатила в Париж), он попал в библиотеку, где наша Раиса
Ильинична угостила его чаем и включила фильм. После чего он по-настоящему «заценил»
нашу школу. Кстати, на счет чая: я удостоилась этой чести спустя целых 11 лет.
Но что бы я делала без Раисы Ильиничны: всегда выручала и вообще – опять-таки
нет слов, чтобы выразить свои чувства к ней. На той же биологии, очередной
самостоятельной – итак, класс: гробовая тишина. Учитель что-то пишет в журнал.
Я тихо беру тетрадь с заданием и бесшумно выскальзываю из класса. Убедившись в
отсутствии кого-либо в коридоре, закрываю за собой дверь и несусь на бешеной
скорости в библиотеку с криками «SOS!»
Получив все недостающие знания из интернета, встретив по
дороге в класс нашего завуча Галину Олеговну (поздоровавшись, получила
новое задание – пойти в театр), возвращаюсь в класс, где на меня набрасываются
те, кто стремится улучшить оценки. А точнее – все. И, кстати, на счет Галины
Олеговны: еще раз спасибо огромное за бумагу (что свидетельствует о том, что
наши учителя ничего не жалеют для своих детей).
Но никакие всемирные олимпиады и конкурсы не обходились и не обходятся
без идей Анны Викторовны и помощи Андрея Викторовича, вы просто замечательные
и у вас всегда есть чему поучиться!
А теперь мы подойдем к самой трогательной и самой интересной
части одновременно. Приступим.
Раиса Ивановна… Сколько до
нее было отличных учителей иврита (Софи, Лена, Ольга, Изабелла, Мирьям, Инна
Абрамовна, Рути, Томер и т.д.), но более чувствительного и проникновенного
человека не сыщешь. Правда есть в ней что-то странное - печальный взгляд, но несмотря
на него в ней заключена абсолютно безграничная интеллигентность и доброта.
У нас часто менялись преподаватели русского языка и
литературы (приходилось заменять их даже завучу - Светлане Леонидовне),
никто не выдерживал более, чем полгода. Но Раиса Михайловна и не такое
видала- оказалась крепким орешком. Каждый урок у нее были весьма интересные лирические
отступления, начинавшиеся все примерно по одному образцу: «Был у меня ученик,
который говорил: «Ну Раиса Михайловна, ну кому нужен ваш русский язык…» в конце
концов он попадал в тюрьму, а когда отсиживал срок, и случайно встретил ее на
улице, то признался, что был не прав» и т.д. Эти рассказы- один из самых
действенных стимулов, чтобы заинтересовать детей в обучении. Первое время наши
отношения не складывались, и заходя в библиотеку, она частенько задавала мне
вопросы наподобие: «Что ты здесь делаешь?» или «Опять ты здесь?» Но узнав, что
я читатель, наши отношения несомненно улучшились. В общем, здоровья и счастья
вам на долгие годы, Раиса Михайловна!
Очень плодотворно проходили уроки английского: каждый раз,
заходя в класс, Андрей Петрович задавал вопрос: «Так, а кто не видел, как я
поднимаю стол без рук?» И всегда раз находился «непосвящённый» , ради которого
он-таки поднимал, и всегда отчетливо виднелись белые носки в черных босоножках(кстати,
теперь это писк моды). Далее урок продолжался на «чистом русском» и обсуждались
темы диапазона «футбол-политика». Итоги урока: дети всегда были в курсе событий
(например, как прошел вчерашний матч) и даже исторических (ну почему
присоединили этот Запад?) Но все не так просто: весь парадокс заключался в том,
что мы(его ученики) занимали призовые места в олимпиадах, МАНах, международных
конкурсах перевода.
Заходя и выходя со школы нет человека, который бы прошел мимо
и не поздоровался с дядей Сашей.
Мимо него не проскользнёт даже мышь, что у же говорить о тех, кто хочет «перекурить» на заднем дворе. Так, однажды, пока я останавливала одного из курильщиков «за компанию», дядя Саша решил расставить все точки над «i». Он достал что-то из ящика и протянул нам. «Видите, что это? Это настоящая кубинская сигара. Понюхайте». Мы послушались. «Теперь» - он повернулся к курильщику. «Почувствуй разницу. Так пахнет настоящий табак. Сам не курю, тебе не совету., тем более ту гадость, которую покупаешь ты. Там нет табака, только никотин». Мы еще вертели настоящую сигару в руках, а он продолжал воспитывать. «Спасибо»- ошеломленно сказали мы.
Мимо него не проскользнёт даже мышь, что у же говорить о тех, кто хочет «перекурить» на заднем дворе. Так, однажды, пока я останавливала одного из курильщиков «за компанию», дядя Саша решил расставить все точки над «i». Он достал что-то из ящика и протянул нам. «Видите, что это? Это настоящая кубинская сигара. Понюхайте». Мы послушались. «Теперь» - он повернулся к курильщику. «Почувствуй разницу. Так пахнет настоящий табак. Сам не курю, тебе не совету., тем более ту гадость, которую покупаешь ты. Там нет табака, только никотин». Мы еще вертели настоящую сигару в руках, а он продолжал воспитывать. «Спасибо»- ошеломленно сказали мы.
Знаете, такому никакая лекция. И, кстати, тот «курец за
компанию» бросил сразу же после этого разговора.
А еще я не сказала о своей маме …, своей классной маме – Аллочке
Николаевне! (так в нашем классе мы называли ее за глаза). Какое это было счастье столько лет! В школу бежала
вприпрыжку, чтобы увидеть дорогой класс и любимую «классную классную». Хотя все
началось с записи в дневнике после ее первого урока математики: «Повторить
таблицу умножения!» (Никогда не могла назвать себя математиком – чистый гуманитарий).
А Аллу Николаевну любил не только наш класс, но и вся школа. Ведь такого дня
рождения, как на ее юбилей, не устраивали никому: когда она спускалась по
лестнице в актовый зал под ее любимую песню, а вдоль лестницы и внутри зала
выстроились вряд ученики, каждый вручал ей розу (по количеству лет), не говоря
уже о праздничном выступлении и подарках.
Иногда Алла Николаевна заходила в класс проверить
наличие учеников на остальных уроках. Так, однажды, зашла она и на русский. В
классе находились только учитель и мы с Бродским Сашей. Окинув взглядом пустой
класс, она подошла к нам и со всей серьезностью спросила: «А где Миша?» Мы
пожали плечами, все же предположив: «Наверное, в столовой». На что она, уже на
выходе, ответила: «Ну, я ему сейчас поем!» и закрыла за собой дверь. Не прошло
и трех минут, как дверь открылась, вошел Миша с поникшей головой, а за ним хохочущий
Антон. После подтянулись и остальные «голодающие», ведь благо дело школа –
маленькая и прогулять, кроме столовой, (где тебя вкусно накормят повара и тетя
Люся), больше практически негде.
Клавдия Степановна вспоминается с самого первого дня знакомства как
самая любимая учительница «рідної мови та літератури», ведь так проникновенно, как она, никто не мог
бы подарить нам этот предмет. Разумеется, и в самом, не побоюсь этого слова,
лучшем классе школы (на тот момент 9-А), иногда приходилось покричать. Но как
мы любили ее уникальные словечки и
фразы (к
таким, как Розенцвит, Артем, иногда Биллер), как: «Ах
ти ж паскудна дитина!» или «Ох, вереднюче і таке»,
«Ану, сядьте камінчиком», или «Ви ніколи нічого не розумієте!» Даже, сев за тесты, и увидев вопрос по «протиставним
сполучникам», в голове моей раздался пронзительный крик: «Скільки
ж можна вам повторювати, що протиставні сполучники:
А, АЛЕ, ЗАТЕ, ПРОТЕ, ОДНАК!» Но это еще не все (помимо «нахабнюче, противнюче,
ледацюги») есть еще коронная фраза во время сочинения: «Ну
давайте, давайте мені ваші скудні думки!» - вот после этой и еще одной фразы мы ее окончательно
зауважали. К тому же, сколько бы ни было ссор, криков, все прекрасно знали, что
она- превосходный учитель, ну и еще, что не только мы ее, но и она нас любит!
Кстати, с последними двумя учителями связана еще
одна небольшая история. Все это случилось в нашем классе, когда мальчишки, как
всегда что-то вытворяли с Розенцвитом, а он, не рассчитав, когда отходил (вернее,
отлетал ) назад, случайно задел Аллу Николаевну, идущую в учительскую с горой
учебников. Но она не растерялась, и как треснула его ими. Он, от
неожиданности, отлетел, прикрываясь руками в сторону двери, как тут, откуда не
возьмись, из коридора залетела Клавдия Степановна с горой тетрадей и добавила
ему, если не ошибаюсь, со словами «Ось так тобі!» Избитый двумя леди малыш (185 см) Розенцвит
стал, как вкопанный, в то время, ак мы катались по полу со слезами на глазах, а
учителя с чувством исполненного долга, мирно отправились в учительскую. (Скажу
по секрету, по-моему, так поступить с этим дитем мечтал каждый учитель)
А Виктория Романовна всегда ассоциируется с
фотовидео. Записалась я на кружок добровольно:
В.Р.: «У нас открылся кружок видео, будешь
ходить?»
Я: «Ну…не знаю…»
В.Р.: «Будем снимать, монтировать»
Я: «…»
В.Р.: «Все,
я тебя записала. По четвергам, после уроков»
Вот
примерно так все началось. Но что особо поражает, даже когда не стало кружка,
она всегда оставалась после уроков, тратила свое личное время, помогала в
съемке и обработке всех работ, да и к тому же общалась с нами на равных (никогда
не внушала свои идеи и поддерживала наши). Это стало моим спасением последние 2
года в школе. Все, что мы умеем в области видео, фото- ваша заслуга!(Ведь что
касается информатики, то с детства у меня ее вел Игорь Владимирович,). И еще
одно: если бы кружок видео можно было бы повторить, то я бы с удовольствием! Но
насчет культпоходов, то Виктория Романовна, а давайте не на «Вий»? J
Цитирую
одного из учителей: «Лиза, у вас есть выбор: или вы заканчиваете работу и идете
домой, или сейчас идете с нами в «Luxoft»» тут я
пытаюсь что-то сказать, но «А вот вы, Аля, выбора не имеете »(это обозначало
однозначный поход в «Luxoft).
Называется, угадайте, чья фраза J
Надеюсь,
это сообщение читает еще один человек, хотя скорее их все же два. Мои дорогие
Коты! Игорь Владимирович, за вашими проектами я сидела днями и ночами,
собственно, как и над Flash-работами.
У всех них была одна цель- я хотела удивить вас (обоих), потому всегда пыталась
прыгнуть выше головы. Ольга Григорьевна, с вами всегда так интересно и приятно
общаться! Кстати, прошу прощения у вас обоих за то, что напугала (когда нужны были герои для рекламы школы, я
подошла к ним и заявила: «Нам нужны родители!»)- видели бы вы свои лица=) За последний год особенно привязалась к вам.
И, поскольку
в последние два года я лишилась любимого класса и классной, то судьба мне
послала Вас, дорогие учителя…. Вот уж поистине, свято место пусто не бывает.
И посему я
безмерно благодарна Вам, весь состав школы №94 от уборщиц до директора за то,
что щедро делились со мной знаниями, опытом, любовью, добротой, вы- моя
настоящая Alma mater!
И, судя по
всему, это никогда не кончится, о чем свидетельствует, в частности, последняя
конференция со спонсорами.
Низкий Вам
поклон, примите мои уверения в абсолютной к вам преданности.
С любовью,
искренне и всегда Ваша, Аля Затейная
Солнышко, спасибо тебе большое!Очень трогательно и просто замечательно!
ОтветитьУдалитьЭто Вам спасибо!
ОтветитьУдалитьIngenium - Manifestum non eget probatione.
ОтветитьУдалитьС ув. Коты )))
Desipere in loco...
УдалитьСпасибо, родные!
С любовью...
Вдогонку-
Удалить...ваша Затейная
огромнейшее спасибо, очень душевно. здоровья, удачи, благословения.
ОтветитьУдалить"Пусть будут помыслы твои всегда чисты,
И жизнь пусть будет краше красоты,
Друзья пусть будут преданно верны,
В душе всегда живет дыхание весны".
И Вам - большое спасибо и - аналогично.
Удалить